Без рубрики

Планируя города: как выглядит современный генплан и как будет развиваться комфортная среда в РФ

пресс-служба Единого институт пространственного планирования РФ Единый институт пространственного планирования РФ отметил день рождения. О самых важных и интересных его проектах «Стройгазете» рассказала его руководитель Дина Саттарова.

Дина Илинична, Единому институту исполнилось 13 лет. Как за это время изменились задачи и масштабы вашей работы?

Да, мы отмечаем день рождения 26 декабря — именно в 2012 году был учрежден Научно-исследовательский и проектный институт Градостроительного планирования города Москвы. Благодаря наставничеству руководства Москомархитектуры и лично председателя комитета Юлианы Княжевской Градплан Москвы стал ведущим градостроительным институтом страны. В 2022 году институт распоряжением премьер-министра РФ переведен на федеральный уровень в ведомственное подчинение Минстроя России и стал Единым институтом пространственного планирования РФ, сокращенно — ЕИПП РФ. За короткое время лет мы выросли в федеральный центр компетенций. Мы — системный институт, в составе которого есть подразделения по развитию инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, оценке экономической эффективности градостроительных проектов и охране окружающей среды, транспортному и экономико-математическому моделированию, стратегическому и территориальному планированию, фундаментальным и прикладным исследованиям в сфере пространственного планирования и градостроительства.

13 лет для организации — серьезный путь. Нам удалось собрать уникальную команду профессионалов высокого класса, сохранить и усилить ее научно-исследовательский и проектный потенциалы. Впереди у нас масштабные цели и задачи, в том числе обозначенные руководством страны в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» и госпрограммы восстановления и социально-экономического развития Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей.

Какие результаты уже достигнуты при работе на новых территориях?

Это одно из самых ответственных и приоритетных направлений. В 2022-2025 годах для ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей мы разработали три схемы территориального планирования, 49 генпланов муниципальных образований, 127 проектов планировки территории, 52 архитектурно-градостроительные концепции, три мастер-плана агломераций и четыре комплексные схемы развития туризма. При этом из разработанных документов утверждено 18 генпланов и 84 проекта планировки территорий.

Все эти планы и схемы должны быть жизнеспособными и эффективными. Поэтому в основе нашей работы — комплексный анализ территорий и постоянный диалог с местными администрациями и региональными органами исполнительной власти. Мы не работаем «из кабинета в Москве»: только в 2025 году наши сотрудники совершили в воссоединенные регионы 19 командировок средней продолжительностью две недели. Благодаря эффективно выстроенной коммуникации на местах мы получаем необходимую информацию, которая пока зачастую отсутствует в официальных данных статистики, оцениваем промышленный и туристический потенциал, качество инфраструктуры. Это обеспечивает разработку качественных проектных решений, которые затем синхронизируются с федеральными и региональными программами развития. В итоге мы на деле способствуем интеграции воссоединенных территорий в федеральную повестку, в социально-экономическое пространство страны, создаем для них современный, эффективный градостроительный каркас.

Каким образом при разработке генпланов учитываются прогнозы социально-экономического развития?

Учет социально-экономических прогнозов — живая, системообразующая основа современного градостроительного планирования. Мы видим в этих прогнозах не сухие цифры, а динамичную модель будущего территории. Процесс разработки генплана как раз и начинается со сценарного моделирования. Мы должны дать ответ на ключевые вопросы: будет ли на этой территории развиваться современная диверсифицированная экономика? Появятся ли на ней новые места приложения труда, которые удержат и привлекут население? Экономический блок Единого института анализирует существующую отраслевую структуру и прогнозирует ее развитие на ближайшие 20 лет — то есть на тот срок, на который обычно и разрабатываются генпланы. С учетом хозяйственного профиля территории и распределения мест приложения труда мы решаем, какие дороги и транспортно-логистические объекты нужно построить или модернизировать. На основе прогнозов численности населения и структуры занятости рассчитываются потребности в жилье, землях под промышленность, объектах социальной инфраструктуры — школах, поликлиниках, детсадах, объектах инженерной и транспортной инфраструктуры, объемы озеленения.

Мы также выполняем укрупненный расчет затрат на реализацию всего генплана и, что еще важнее, прогнозируем будущие налоговые поступления. Такой прогноз позволяет оценить в перспективе бюджетную самодостаточность муниципалитета и сформировать реалистичную «дорожную карту», где проектные решения, генпланы выделяются по значимости для территории и имеющимся финансовым возможностям.

Только благодаря синхронизации социально-экономического и пространственного развития можно действительно превратить генплан в рабочий инструмент, который позволит сделать города устойчивыми к постоянно меняющимся условиям современного мира, обеспечить комфорт жителей и сохранить ресурсы для будущих поколений.

Насколько остро стоит вопрос развития социальной инфраструктуры в новых субъектах, особенно детсадов и школ? Какие решения предлагает Единый институт?

Многие существующие детские сады и школы требуют капитального ремонта или реконструкции, а в ряде районов необходимо строительство новых объектов, чтобы привести показатели обеспеченности местами и доступности в соответствие с федеральными стандартами.

При разработке градостроительной документации мы детально изучаем демографическую структуру каждого населенного пункта, проводим инвентаризацию существующих детсадов и школ, оцениваем их фактическую вместимость и техническое состояние. Это позволяет рассчитать, сколько дополнительных мест требуется и где именно они наиболее необходимы с учетом прогнозируемого роста населения.

Мы четко увязываем планы жилищного строительства с поэтапным возведением социальных объектов. По сути, созданные Единым институтом градостроительные документы — это детальный план действий для властей, который показывает, что именно нужно построить, где, когда и в какой последовательности.

Туризм сегодня — один из ключевых драйверов развития территорий. Что в этом направлении делает Единый институт для воссоединенных регионов?

Совместно с государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» мы разработали комплексные территориальные схемы развития туризма для Херсонской и Запорожской областей, ДНР и ЛНР. Для них впервые проведена оценка емкости средств размещения, количества аттракторов и объемов текущего турпотока. Работа проделана огромная, особенно учитывая, что данных официальной статистики для этих регионов или нет вовсе, или не хватает. Информация собиралась в том числе в ходе выездных совещаний на местах, вместе с ответственными представителями региональных органов исполнительной власти и администраций муниципальных образований.

На основании собранных данных было определено 17 приоритетных ареалов развития туризма, выработаны предложения по развитию природно-рекреационного потенциала, портовой и яхтенной инфраструктур, инфраструктуры автотуризма. Мы спроектировали единый круизный маршрут вдоль Азовского побережья, из ДНР до Херсонской области, а также межрегиональный автомобильный маршрут, объединяющий все четыре региона. Кроме того, предусмотрено создание 35 региональных маршрутов общей протяженностью свыше 1000 км, развитие сети причалов и инфраструктуры для автотуризма.

При условии реализации проектных предложений турсхем к 2030 году туристско-экскурсионной поток в воссоединенные регионы, составляющий сегодня 1,6 млн человек, вырастет до 4,5 млн, а к 2044-му — до 9,4 млн. При этом текущий номерной фонд коллективных средств размещения (39 900 номеров) к 2030 году пополнится на 2 900, а к 2044-му — более чем на 22 тыс. номеров.

Мы встречаемся в преддверии Нового года. Что особенно запомнилось вам в году уходящем? Какие общие тенденции в сфере городского развития стоит отметить?

Наверное, больше всего запомнилась наша работа над транспортным каркасом Донецко-Макеевской агломерации — благодаря жарким обсуждениям и своей значимости, ведь Донецк и Макеевка — центры экономического развития ДНР, образующие единый производственный комплекс. В ходе совещаний с местными экспертами была выработана хордовая система из четырех скоростных магистралей, которую планируется осуществлять в три этапа — до 2030, 2036 и 2045 годов соответственно. Улучшению транспортной доступности разных частей города будет способствовать также создание трех линий BRT (bus rapid transit), то есть скоростного автобуса. Такие системы хорошо себя зарекомендовали по всему миру. Уже самая первая из них, в бразильской Куритибе, в 1980-е полностью преобразила жизнь горожан. В Донецко-Макеевской агломерации предусмотрено создание выделенных полос движения для автобусов и системы видеоконтроля, чтобы исключить выезд автомобилистов на эти полосы. Общая протяженность линий составит 122 км. Они будут спроектированы в увязке с развитием всего транспортного каркаса и созданием сразу восьми ТПУ.

Еще хотелось бы вспомнить старт восьмого сезона нашего образовательного проекта «Моя река», который проводится в масштабе всей страны и посвящен развитию прибрежных зон. Эти зоны крайне востребованы как для размещения жилья, так и для коммерческой застройки, поэтому для города важно соблюсти баланс между экономической эффективностью, экологической устойчивостью и социальной интеграцией. Достижение такого баланса и стало идеологией конкурса. В новом сезоне 2025-2026 годов конкурс впервые проводится в Донецке. Предмет конкурсного проектирования — прибрежные зоны города общей площадью более 500 гектаров, расположенные вдоль рек Кальмиус, Бахмутка и образованных ими прудов. Команды студентов и кураторов представляют 35 вузов из 22 городов России — такого охвата у нас еще не было.

Если же говорить об общих тенденциях в сфере городского развития, то я бы отметила закрепление по всей России тренда на создание комфортной городской среды. Гонка за квадратными метрами недвижимости ушла в прошлое. Город все больше воспринимается как общественная территория, территория для взаимодействия граждан. В России этот тренд руководством страны обозначен в качестве одного из приоритетов развития. В частности, в августе подвели итоги уже Х Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. За 10 лет реализовано больше половины проектов-победителей — почти 900 из примерно полутора тысяч. Важно, что создаются не просто комфортные и привлекательные, с яркими дизайнерскими решениями пространства, а пространства в полном смысле общественные, то есть спроектированные с учетом запросов ключевых городских сообществ и одновременно приспособленные для всех и каждого.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.