Искусство в движении: новый музейный центр в Москве как часть художественного высказывания
Илья Иванов На культурной карте Москвы появился и готовится открыть свои двери музейно-выставочный центр «Коллекция». Спроектированный Сергеем Чобаном и бюро СПИЧ музей займет специально построенное пятиэтажное здание в квартале ЗИЛАРТ и станет одной из ключевых культурных площадок города.
Здание уже само по себе является мощным художественным высказыванием. Медный фасад выбран не случайно: это и отсылка к индустриальному прошлому территории ЗИЛ, и метафора живого, развивающегося музея. Пластичный материал будет постепенно менять цвет и фактуру, видоизменяясь под воздействием времени и среды, воплощая идею открытого, дышащего историей здания.
Внутри на площади свыше 13 тыс. кв. м архитекторы создали сложное и продуманное пространство, рассчитанное на одновременное пребывание до 1 300 посетителей. Четыре уровня выставочных залов общей площадью более 5 тыс. кв. м предлагают богатые возможности для кураторских экспериментов. Центральный атриум, отделанный медными панелями и украшенный монументальными работами ведущих российских стрит-артистов Дмитрия Аске, Андрея Бергера, Алексея Луки и Максима Има, задуман как главное публичное пространство, эмоциональный и коммуникационный хаб музея.
Здание музея «Коллекция» на конкурсе правительства Москвы «Лучший реализованный проект в области строительства» победило в номинации «Культурно-просветительские объекты». Проект также получил специальное упоминание жюри International Architecture Awards 2025 и стал финалистом премии архитектурного журнала The Plan Awards. За интерьеры отвечали ведущие дизайнерские бюро: UTRO выступило автором детской игровой зоны и семейного центра, а dpt. — офиса музея «Коллекция».
На первом этаже расположены детская игровая зона, конференц-зал, музейный магазин и ресторан с верандой; в подземном уровне — хранилища и специализированные помещения для акклиматизации экспонатов.
Как отмечает Сергей Чобан, здание «Коллекции» проектировалось специально для современного искусства, требующего простора и масштаба. Важной задачей было создание архитектуры, которая стала бы самостоятельной частью художественного высказывания, а не просто нейтральной «коробкой» для экспонатов — современным и открытым пространством, обращенным к городу и будущим зрителям.
Художественный руководитель «Коллекции» Александр Боровский подчеркивает, что архитектура Сергея Чобана создала уникальные условия для работы с трехмерными и масштабными вещами, позволяя «разыгрывать пространственную драматургию». Музей мыслится как «собрание собраний», где важны не только отдельные произведения, но и связи, контексты и новые смыслы, рождающиеся из их соседства.
Открытие центра — а первых посетителей «Коллекция» примет 2 декабря — ознаменуется тремя масштабными проектами. Заглавной станет экспозиция «Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве», посвященная петербургской скульптуре второй половины ХХ века — направлению, долгое время остававшемуся в тени. Работы Михаила Аникушина, Льва Сморгона, Даниила Каминкера и других мастеров будут показаны не изолированно, а в активном взаимодействии с живописью «шестидесятников» Эрика Булатова, Олега Васильева, Юлия Злотникова, что позволит по-новому осмыслить привычные художественные явления.
Параллельно стартуют еще два значимых проекта. Художник с мировым именем Гриша Брускин представит специально созданную для «Коллекции» инсталляцию Dies Illa, развивающую мотивы, впервые показанные на Венецианской биеннале. Это сложная пространственная драматургия, использующая приемы театра теней и марионеток, которая вовлекает зрителя в мир мифологических архетипов и образов массовой культуры. В то же время, выставка «Искусство Африки: боги, предки, жизнь», основанная на знаменитой частной коллекции художников Михаила и Леонида Звягиных, впервые в России представит публике более тысячи артефактов народов Тропической Африки, открывая новую, глубокую страницу в музейной практике страны.
Но «Коллекция» — это не только выставочные залы. Музей с самого начала активно выходит в городское пространство. Перед его фасадом уже установлен первый паблик-арт объект — «Самосвал» (Dump Truck) знаменитого бельгийского неоконцептуалиста Вима Дельвуа (Wim Delvoye), иронично отсылающий к индустриальному прошлому ЗИЛ. А этой осенью рядом появится и подлинный индустриальный артефакт — пресс Erfurt, на котором штамповались кузова легендарных грузовиков. Таким образом, диалог истории и современности, искусства и среды начинается уже на подступах к музею, обещая стать новой точкой притяжения в стремительно развивающейся urban-среде Москвы.

Фото: Николай Князев
Основатели музея — коллекционеры Андрей и Елизавета Молчановы, создавшие пространство, где собирательство — это не просто накопление предметов, а особая форма общения и обмена идеями. С самого начала музей заявил о себе как о проекте без жестких рамок: здесь нет постоянной экспозиции, а формат работы напоминает живой организм, который постоянно растет и меняется. Директором музея стала Ирина Толпина.